Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

Библиотека > Воспоминания и мемуары:

Воспоминания о паводках в Снежной

Александр Дегтярев

Опубликовано: cml#7733

03 августа 2005. п. Снежная. Нас было трое: я , Саша Власова и Дима Ртищев. Когда мы спустились из зала Дольмена на реку, ничто особо не предвещало опасности. Вода стояла ниже колена, то есть на нормальном меженном уровне. Правда, мы заметили, и даже произнесли вслух, что вода, против обыкновения, мутноватая. К сожалению, только потом сообразили, что это значит. На Мелкой реке что-то около 12 небольших завальчиков, прохождение от Дольмена до Ожидания занимает несколько часов, может 3-4, в зависимости от количества груза.

В районе седьмого по счету завальчика все и произошло. Это там, где прямо посреди потока стоит скала треугольной формы, метра три в высоту, с вертикальными боковыми стенками.

Я встал на скалу передохнуть, трансы забросил тоже, Саша Власова стояла в воде, пристегнув свой ус к двум трансам, чтобы не уплыли. Вдруг она говорит: "Вода поднимается".

Я тут же соскочил в воду и стал поднимать трансы повыше. И чувствую, что не могу и шагу сделать. У меня все внутри похолодело. Первая мысль, что все, п***ец. Полная беспомощность, сила воды совершенно непреодолимая. Вот она стена, рядом, а не дойдешь. Только тупо стоишь, пока не снесет. Все произошло в секунды. Красный транс у меня потоком вырвало из рук. Я увидел с какой скоростью его понесло. Я на руках на скалу. Еще пытаюсь спасти трансы. Они по два были сцеплены трансрепами. Я их на скалу повыше втащил и по разные стороны скалы разбросал. Тут смотрю, Саша уже по грудь в воде, кричит, что не может выстегнуть ус из трансрепов. Мы с Димой ее вверх стали тащить, она кричит, что бесполезно, воду не пересилить, надо резать ус. Я внешнюю перчатку сбросил, раздираю липучку, руку за ножом. Он как назло под гидрой. Я рукой в шейную манжету, нащупал веревочку, вытащил. Рука в перчатке, пока снимешь! Зубами лезвие выдернул, тянусь к Саше, явно не достаю. Перерезал веревочку, подаю Саше, держа за лезвие и кричу: "Только не вырони!" Да она и сама, наверно, поняла, что выронит - она труп. А вода ей уже по горло. Она руку в воду опустила и через несколько секунд я вижу как их с Димой (он ее держал) на бешеной скорости унесло потоком. Я смотрю и вижу как река несет два белых огонька. И видно, что огоньки ПОД ВОДОЙ. Секунд через пять они вынырнули, зацепились за левую стену. Там ширина русла метра три, стенки вертикальные. Еще через секунду один из огоньков снесло. Я на скалу. Первая мысль: прыгать за ними. Слава Богу, ума хватило дождаться второй мысли. Прыгать на стену. Тут мимо меня синий транс пронесло. Карабкаться наверх. Я со скалы прыгнул на левую стену. А прыгать метра полтора. В другое время ни за что бы не прыгнул. А на мне еще железо. Там полочка шириной сантиметров 40, идет вдоль стены довольно далеко. Я бегом по ней к огоньку.

Подбежал, это Саша, держится на плаву за какой-то выступ и кричит, что ее сейчас снесет. Я лег на полку и спустил ей педаль, она до нее не достает сантиметров 10. Я ее уговариваю подтянуться, она не может. А с другой стороны по полке Дима бежит. Его вынесло на скалу, и удалось подняться. Тоже везучий. Через минуту арка, в которую он попал погрузилась под воду. Так что минутой позже утянуло бы под камни и - верная смерть. А как раз над Сашей большая скала расклинена во всю ширину русла так, что полка перегорожена. Я с одной стороны скалы, Дима с другой, между нами только узкая щель, не пролезть. А Саша под нами. Дима ей свою педаль скинул, она вдела руку, но вылезти не может. И Дима ее вытащить не может. Видимо, стенки там с отрицательным наклоном или еще чего. Дима говорит: я долго не могу держать, упаду. Саша кричит, что не сможет долго висеть. Я сквозь щель просунул свой короткий ус и сцепился усами с Димой, нагрузку снял рукой, держу. Говорю, отцепляйся от усов. А ножа уже нет. Дважды к счастью для Саши, димины усы на рапиде к дельте крепились. И у него были с собой пассатижи, поскольку дельта у него часто не раскручивалась. Он стал раскручивать рапид, раскрутил, снял усы. Саша на педали откачнулась на мою сторону, и секунд через пять я ее вытащил. Самое забавное, что во всем этом ужасе она ухитрилась сложить нож и сунуть его внутрь перчатки. Чего только близость Косой с людьми не делает!

Мы стоим на полке, они курят. А вода уже до полки дошла, то есть поднялась метра на четыре. А все события заняли меньше пяти минут. Я раньше смеялся, когда говорили, что вода на 20 м. поднимается. А тут думаю: черт его знает! Я по скалам наверх. А там глыбовый завал, какие-то обвальные надрусловые структуры. Довольно хитрым способом вышел в какой-то зальчик 6 на 10 метров. Мы его зал Спасения назвали. Я даже думаю, что до нас там никто никогда не был. И вверх от этого зала еще метров на 15 вверх можно ползать. Где-то метров на 20-25 над руслом реки можно подняться. Мы в этот зал поднялись. У Димы и Саши капюшоны гидр были опущены, так все неожиданно произошло, у них полные гидры воды были. Они до изотермиков разделись. А у меня самоклейка с шейной манжетой, я сухой был, раздеваться не стал. Думаю, может сутки сидеть придется, как бы мои ребята от гипотермии не загнулись. Натаскали камней, сели рядом. Я думаю: надо свет экономить. Все батарейки унесло. А наверх три дня ходу. Две карбидки завинтил, отработку вытряхнул, электричество загасил. У Димы под каской космическое одеяло было. Мы одну карбидку поставили, накрылись и сидели часа четыре. Ребята раза три отжимали изотермики. Было мокро, но тепло. Никто не дрожал.

Через четыре часа я решил сходить вниз. Там поток спал наполовину. Я сквозь воду вижу, под водой болтаются четыре транса и еще один карабином трансрепа как якорем зацепило за скалу ниже по течению. Всего трансов изначально было шесть. Я подобрался к трансам, пытаясь вспомнить, где что лежит. Трансы бьет в потоке, трансрепы так переплелись, что сразу ясно: не распутать. Выбрал нужный транс, срезал ножом. Заодно снял сашин срезанный ус. Поднялся наверх. Появление транса они встретили радостным изумлением. Там оказалась палатка, коврик, один спальник, банка тушенки, сникерс. Жрач мы тут же употребили. Я Саше вручил срезанный ус: повесишь над кроватью, как вечное напоминание. Она сказала, что так и сделает. Поставили палатку. Они с Димой легли под спальник греться, а я продолжил сидя спать под космическим одеялом. Еще часа через два вода спала еще, вытащили еще два транса, там были еще два спальника. Но мой (перьевой) промок насквозь, без солнца не высушить, это ясно. Легли втроем, поспали часов шесть, итого мы просидели 12 часов. Вода за это время спала до меженного уровня. Поискали шестой транс с едой, но все тщетно. Метров 100-200 вниз по реке прошли. Сперва Дима, потом я. Нет ничего. Там была вся еда, весь газ, большая часть батареек. Может кто потом найдет. Добыча будет богатая. Правда, радость находки будет омрачена двумя батонами разложившейся колбасы.

О том, чтобы идти дальше, даже речи не было. Даже если бы нашли потерянный транс. Больше шутить со Снежной желания не было. Как показал последующий опрос, все трое были в какой-то момент уверены, что погибнут. Обратно по реке шли с чувством ужаса. Шугались каждого изменения в шуме воды. Должен заметить, что никаких особых звуков, о которых рассказывают, какого-то гула приближающегося паводка не было. Там много водопадиков, порогов, звук меняется все время. И тона меняются. То низкие, то высокие. Основной признак приближающегося паводка - мутноватая вода, причем не обязательно высокая.

На обратном пути мы с трепетом рассматривали последствия паводка. В некоторых местах вода поднималась метров на десять. Например, в Ленинградском варианте стояли лужи, а навеска лежала горизонтально на скалах, только самый конец был опущен. Навеску на Глубокой реке сорвало с одной из ЕО. А там метров 8 от уровня дна! На Мойдодыр я смог подняться далеко не сразу. На нынешнюю веревку намотало столько старого веревья, что я его срезал ножом по кусочкам.

Еще одно любопытное наблюдение. Когда вода поднялась на метр-два, поток был бешеный. А когда на 4-5 м. поднялась, скорость воды стала очень низкой, меньше полметра в секунду. Может не везде так, но на Мелкой реке завалы, видимо, не могут пропустить такой объем воды и все сильно замедляется.

На что мы надеялись, когда шли? Про паводки, конечно, знали. Но, во-первых, авторитетный пример предшественников. Усиков - Немченко, МГУ-шники работали летом. А во-вторых, думали, что паводок нарастает минут за 15-20. Думали, есть время добежать до ближайшей скалы. Но чтобы так, за минуту на метр! Короче, я думаю, летние экспедиции в Снежную нужно раз и навсегда прекратить. Для всех. Это не шутки. Даже вариант с телефоном не прокатит. Будем реалистами. Тянуть девять км. провода до ИГАНа никто не будет. Да и не спасет телефон. Ливень на поверхности начался в 16-30, шел полтора часа, а паводок мы схватили в 18-30. Задержка всего два часа. А время нахождения на реке даже с двумя трансами на рыло не менее 3 часов. Плюс подход к реке от стоянки - не менее часа, если с навеской. Кстати, время запаздывания паводка по замерам прошлого года составляло 4-6 часов. Но тогда ливни не были катастрофическими. На поверхности тоже светопреставление было не слабым. Когда мы вышли на поверхность, все лопухи в овраге возле Снежной лежали плошмя. Смыло все. Все пятилитровые баклашки с водой, банку с карбидом. Коробку с печеньем, которую я заныкал вверх по оврагу, унесло. А это килограммов шесть. Мой станок протащило метров десять по оврагу,заклинило в камнях, я его откопал под слоем травы. Снежник на дне входного колодца просто смыло без следа. Я потом спускался вниз, под полку входного колодца, чтобы найти хоть что-нибудь. Нашел лишь пачку майонеза и небольшой кусок картона. Все, что осталось от наших нычек. И еще нашел титановый карабин 77-го года с выбитой фамилией "Надеин". Кто-нибудь знает такого человека?

Еще одна загадка. На снежно-ледовой части никаких следов воды не было. Куда же все текло? Похоже, под полкой где-то под снегом есть какой-то неизвестный канал.

Кстати, не стоит надеяться, что такие паводки бывают редко. Через неделю катастрофический ливень повторился. Светит солнышко, на небе ни облачка. За полчаса снизу приносит тучу. Два часа полного кошмара. Как написано в дневнике одной из участниц экспедиции, "деревню Гадюкино смыло нахрен", и снова светит солнышко!

Даниэль Усиков

Опубликовано: cml#7737

Прочитал весьма живое описание паводка (CML #7733, Дегтярев Александр). Волнует. Особенно тех, кто пережил наводнение в Снежной пещере. Мне "посчастливилось" пережить много раз. Практически в каждой экспедиции. Ребятам повезло, что они не успели дойти до "Зигзага Удачи", как мы прозвали с Татьяной Немченко одно место в Снежной пещере ниже Гремящего зала, которое мы впервые проходили не вполне уверенные, что наверху нет дождя.

Сперва по поводу вопроса, куда девается вода падающая во входной колодец во время паводков. Уходит, - промыв тоннель подо льдом вдоль восточной стенки. В 1977 году паводок смыл все наше масло, лампу-вспышку, и другую мелочь, что мы имели неосторожность оставить на камнях перед входом в Снежную. Дождь был кратким, может быть около часа, но это была настоящая стена дождя. Воздух промылся настолько, что горы в Турции - прямо через Черное море - были видны как Эльбрус из Пятигорска. Никогда больше не видел этой картины! Особенно прекрасен был вид на Арарат. Тогда мы еще не успели загрузиться в пещеру. После паводка я спустился вдоль промыва метров на 50 и спас часть унесенных вещей. Муся Григорян в мае 1978 года исследовала этот промыв на большую глубину, но не нашла сколько-нибудь интересного продолжения.

Мой первый крупный паводок собственно в пещере я пережил в компании Саши Морозова и Володи Федотова в 1977 году, сразу после того как мы открыли зал Надежды и Победы. Палатка стояла внутри Пятого завала, метрах в семи над водой. По телефону нам сообщили, что на поверхности идет дождь. Мы устроили дежурство по наблюдению за уровнем воды. Где-то полтора часа дежурства наступила очередь Володи. Он вернулся из лаза, (откуда мы смотрели на воду в реке), как-то неожиданно быстро и грубо прервал наш сон. Он сообщил, что больше незачем тискаться в этот лаз. Теперь воду можно видеть прямо из лагеря. И она прибывает со скоростью 20 см в минуту.

Чтобы убежать в только что открытые нами пространства в залах наверху завала, надо было спуститься сначала к воде и пройти по тоннелю метров 10 до начала подъема в залы. Володя собрался первым, поднялся по первому колодцу, и стал вытаскивать веревкой вещи, которые я ему пристегивал внизу. Саша должен был вот-вот подойти. Он держал кассу всей экспедиции и другие важные документы, которые надо было найти и упаковать. Когда мы подняли все - минут пять работы, Саши все еще не было. Я побежал к лагерю, чтобы его поторопить. Воды в тоннеле было уже по пояс. Грохотало казалось отовсюду. На мой крик "Саша", я услышал скорее сдавленный стон, чем крик, и совсем с другой стороны чем лагерь: "Данила, помоги, тону!". Там, куда уходила основная масса воды, под потолком виднелась только каска с тусклым фонарем. Было очевидно, что экономя электричество, Саша перепутал тонель к спасению совсем с другим тонелем, по которому паводковая вода стремительно уходила под завал. От меня до Саши было семь метров пенного потока. Плавая на спине, он был прижат водой лицом к скале. Правой рукой он цеплялся за крошечные выступы на потолке, левой рукой, которая была под водой, инстинктивно удерживал уже ушедший под свод мешок с вещами. Было очевидно, что оставались считанные секунды до того как вода утащит моего друга из этой жизни в жизнь совсем иную.

Конечно, я бы мог героически броситься на помощь. С очевидным итогом - подхватив меня как бревно, поток ударил бы мною по Саше, и тот выпустил бы окончательно тот последний зацеп, на котором еще держалась его жизнь. Оставалась последняя надежда - если Саша умудрится продержаться, пока я принесу веревку. Это был самый быстрый спринт в моей жизни, по грудь в воде, - под колодец, где наверху сидел Володя с веревкой, и обратно к Саше. Всего пара минут, но каких... Лихорадочно на бегу распутывая как всегда в таком случае перепутанную веревку, я увидел все тот же тусклый свет под самым сводом сифона. Подобравшись насколько можно ближе к Саше, метров на шесть, и завязав узел на конце, я бросил веревку, целясь на свет фонаря. Веревка тут же ушла под воду. Я вытянул ее и бросил во второй раз. С тем же исходом. Когда я кричал: "Хватай веревку", все еще прижатый лицом к потолку, Саша каким-то чудом на миг упирался в подводный потолок своей левой рукой, в которой он все мертвой хваткой удерживал мешок, а правой как слепой пытался схватить невидимую веревку. Это были самые опасные моменты. Я понял, что так мы не победим. К счастью, случилось озарение. Я сорвал с руки брезентовую варежку, надул ее и завязал раструб веревкой. Брезентовый пузырь быстро опадал, но быстрый поток успел доставить перчатку прямо к Сашиной руке...

Помню как час спустя мы сидели промокшие насквозь в недрах Пятого Завала. В чем мать родила, но в сапогах, Саша монотоно ходил взад и вперед с примусом в руке вдоль каменной плиты, на которой были развешаны мокрые пятерки, десятки, паспорт и план только что открытых залов и проходов. Вода поднялась на 15 м и стояла метрах в пяти ниже нас, полностью отрезав путь назад к нашему (может быть затопленному) лагерю. Но отсюда мы в любой момент могли уйти выше.

Мораль сей истории такова. Не будь этого эпизода с заблуждением, мы, во-время предупрежденные о паводке, т.е за два-три часа до паводка, могли бы отсидеться без особых приключений. На следующий, 1978 год, мы опять восстановили телефон и благополучно переждали два наводнения в зале Победы. В 1979 году мы с Татьяной Немченко, работая в Снежной вдвоем, протянули телефон до Глинянного завала, и пережили два паводка. В 1980 году, работая уже вшестером, протянули провод до зала Икс (почти до дна Снежной) - и снова без особых потрясений пережили два паводка. Как-то летом в середине восьмидесятых годов, я наблюдал как болгарская экспедиция отправилась в Снежную без телефона. Я сказал им: "Ребята, вы рискуете". Я, помнится, даже сказал: "Ребята, вы очень даже рискуете". Но кто слушает такие предупреждения?! Обычно об этих фразах вспоминают только потом, в таком духе, что "нагоняют, понимаешь, здесь страх", или "надо же быть такими пнями - нас ведь предупреждали!". Ведь спелеологией в основном занимаются молодые люди.

На всякий случай, еще два признака надвигающегося паводка. Если телефон трещит десятки раз в минуту, - значит наверху гроза. Если давление повышается на 20-30 метров в час, значит наверху ливень. Надо помнить, что мутнеющая вода на основной реке Снежной - признак очень скорого паводка, - считанные минуты. На притоках чаще случаются ударные паводки, когда вал воды прибывает как поезд-экспресс. Соответственно паводок на основной реке прибывает волнами.

Теперь, когда пещеры Кавказа возглавляют списки самых глубоких и сложных пещер Мира, оставив Снежную во втором десятке, мне думается, что спелеологам, планирующим летние экспедиции, стоит всерьез позаботиться о (беспроводных) телефонах. Примеров и опытов паводков накоплено много. Вспомните еще случай в пещере Пантюхинской на Западном отроге Бзыбского хребта, когда спелеологи не только оказались затопленными, но еще и глубоко под водой! Не будь этого воздушного пузыря... Или как в зале Икс Олег Демченко убегал от паводка в сапоге на три размера меньше, чем он мог теоретически надеть. Или как первые исследователи Снежной, Володя Глебов, Муся Григорян и Леша Захаров сидели восемь часов на узкой полке свесив ноги над беснующейся рекой в районе Четвертого завала. Позже, по пузырям на потолке, мы поняли, что этот завал в очень сильные паводки (раз в несколько лет) заполняется под самый потолок.

Пока все кончалось благополучно, иногда like a miracle...