Наша кнопка:

20.10.2004

Юрий Косоруков
Экспедиция спелеоклуба МГУ в Черногорию

Я расскажу вам о поездке спелеоклуба МГУ в Сербию и Черногорию, которая состоялась в августе. Вы знаете, что у нашего клуба все время возникают проблемы в Абхазии и мы решили в этом году попытаться найти другой район, где можно было бы приложить свои силы. Довольно давно велась активная переписка с Белградским клубом спелеологов “Академик” - у нас в клубе есть Антон Банковский, который фанат Сербии, знает 6 языков (включая турецкий и сербский), чуть ли не пытался в свое время поехать туда воевать. Он давно поддерживал контакты и в этом году по договоренности его с президентом клуба Академик мы решили принять участие в международной экспедиции по исследованиям самого высокого карстового района Сербии и Черногории, который называется Дурмитор. Сербия и Черногория - это остатки Югославии, две страны, которые до сих пор еще иногда называют Югославия, хотя они тоже уже близки к тому чтобы расстаться, в частности там уже разные валюты: в Черногории евро, Сербии динары. Они не очень так долюбливают друг друга и пока их объединяет общая армия и общая граница. И вообще там ситуация несколько напоминает ситуацию Российско-Абхазскую. Черногория - это тоже горная страна, в основном народ занимается скотоводством, она похожа даже визуально на Абхазию. Побережье ее выходит на Адриатику - это курортная зона типа нашей Пицунды. Другая часть - север Черногории - горные районы, самая высокая вершина там 2500, Бобытовкук называется, как раз на плато Дурмитор, где и находятся крупнейшие пещеры Черногории, ну и сербы пока считают их своими. У них также была война, исследования велись в основном там до начала 80-х, как и в Абхазии, потом был примерно десятилетний и даже более перерыв, работали там много там французы, поляки.

Глубочайшая пещера, называется «На ветреных холмах», произнести ее по-сербски я не берусь, и глубина ее указывалась как 890 метров. Потенциал этого района, по мнению местных геологов, примерно полтора километра. Основные входы известны на высотах от 2000 до 2400, а источники примерно на полутора километрах, т.е. в принципе район достаточно перспективный. Изучен он слабо, поскольку с 80-х практически до начала этого века экспедиции не проводились - были войны, не было денег у сербских спелеологов, а местное население, так же как в Абхазии, пещерами не интересуется. Исследуют их в основном сербы из Белграда. Сейчас они решили провести там международную экспедицию, в которой учувствовало 7 стран (сербы, русские, англичане, венгры, поляки, болгары, словенцы). Предполагалось, что это будет экспедиция для создания костяка будущих исследователей большого плато, до этого там была экспедиция сербско-словенская в прошлом году. Тогда было найдено несколько пещер, сделана топосъемка глубочайшей пещеры до 400 метров.

Нашей основной целью было познакомиться с новыми людьми, с новыми районом и определить для себя, возможно ли в будущем там заниматься поиском и исследованием глубоких пещер. Мы прилетели в Белград и оттуда всю ночь ехали на автобусе в Черногорию, все-таки оказалось, что Сербия достаточно большая страна, пересекается она примерно за 14 часов. И по традиции мы хотели даже написать статью, которую бы назвали "особенности славянской спелеологии”. Некоторые моменты вы из этого видите. В экспедиции нас было 6 человек. Тришку наверно все знаете, Маша Коханюк и Аня Косорукова - моя дочь, меня на слайдах нигде не будет и Катя Банковская тоже пыталась уйти от фотографирования. Мы приехали в предгорье плато Дурмитор, где у этого клуба «Академик» есть два домика на территории заповедника. Они боятся, что их взорвут, поскольку они нелегально существуют, но при нас к счастью этого не произошло. Вот так выглядит домик, на заднем плане начинается предгорье горного массива Дурмитор, но еще вы можете обратить внимание там все ездят на Нивах, считают что это самая лучшая в мире машина, их ужас охватил когда я сказал что ее выпуск прекращен в России. К сожалению, погода нас не баловала. Мы один день погуляли в предгорьях. В принципе это горнолыжный курорт. В советские времена там работало много горных трасс. Сейчас там тоже, как у нас на Кавказе, несколько все опустело. Пока уровень там ниже чем в России, в Сербии даже, а уж про Черногорию не говорю. Мы тут приступаем к изучению сербского языка, достаточно конечно тяжело общаться, потому что русский все забыли, английский еще никто не учит. К тому же там принято два алфавита: и латинский и кириллица. Поэтому голова кругом идет, одни надписи на кириллице, другие на латинском. Бывают очень интересные кружечки, даже неприлично переводить, что там написано, в приватной беседе могу потом сказать. Но там они все прохаживаются по поводу Боснии и других стран, которые от них отделились, такие же шуточки как у нас с Украиной. Ну и национальные напитки, без которых там не обходятся - это «ракия» и «сливовица», «гжелка» - это уже сувенир российский. И под вечер наконец вот вы видите лохматого и бородатого - это президент клуба «Академик», который руководитель этой экспедиции и вообще основной человек, который занимается исследованием этого плато. А вот та девушка-геолог как раз объясняет какие глубокие пещеры нас там должны ждать. Вот тут начинаются отличия от Абхазии: к этому плато можно подъехать на высоту примерно километр по неплохой грунтовой дороге на перевальчик, который называется Седло, от него до лагеря идти всего 40 минут. Вот это достаточно страшный с виду перевальчик, туда идёт тропа, которая достаточно хорошо набита, хотя там местами перильцы повешены. Дело в том, что там ходит очень много туристов - это самый популярный горный район Черногории, там же высочайшая вершина Бобытывкук (даже в будни мы встречали там десятки людей). Количество груза было для нас непривычно: пришлось делать примерно пять ходок в среднем, ну слава Богу, не за один день и не так далеко: груз постепенно подвозился на машинах и мы потом забрасывали в лагерь.

Ну вот в этом очень похожем на Фишт или на Арабику районе видны палаточки, пока ещё их не много: это место лагеря, высота примерно 2100. Было, по моим подсчётам, до 30 палаток, люди приезжали и уезжали (мы приехали на две недели, англичане на 3, многие приезжали на несколько дней, сербы приезжали уезжали через каждый день, поэтому такая была плавающая там работа и не очень хорошо организована. В принципе, отойдя буквально на полчаса от лагеря, можно было найти практически необследованные места, хотя там уже есть пещера глубиной, как они тогда считали, 890м, и несколько пещер глубже 300м. К сожалению, в этом году была очень снежная зима и поэтому было очень много снега и некоторые пещеры были или завалены снегом или просто по причине огромного количества воды для большинства участников экспедиции были непроходимы: только у нас и у англичан были пластикатовые костюмы. Мы не планировали работу в глубоких пещерах, хотелось найти что-нибудь русское, поэтому сразу бросились обходить район. Эта горная страна находится между Балканами и Альпами специального названия я не слышал, как оно называется может геологи подскажут, севернее находится Хорватия и Словакия и там начинаются Альпы, южнее - Албания и Болгария, там начинаются Балканы.

Очень много гротов, которые действительно являются пещерами горизонтальными, но не длинными и вертикальных переходов. Вот мы нашли как мы думали новую Снежную, но к сожалению оставили её на пару дней без присмотра. Там в принципе все были независимы - было примерно семь стран и они практически не согласовывали свои действия, если не работали в этой самой глубокой пещере. Поэтому только через три дня, когда мы собрались идти, то узнали, что англичане её прошли и заткнули на 150м. Тем не менее мы нашли в итоге 15 новых пещерок, засняли входы на GPS, написали описание, но к сожалению самая глубокая оказалась всего 45м, к нам фортуна не повернулась. А поляки в первый день нашли пещеру совсем рядом с лагерем и работали потом только в ней, прошли её на 300 метров и она продолжается. Другим - болгарам, венграм, словенцам тоже не очень везло - набор примерно такой же. Мы сначала побеседовали с аборигенами, они подсказали, ну и нашли мы много пещер - там входы буквально через 10 метров, мы физически не могли все их просмотреть - входы узкие, много приходилось разбирать, поэтому то, что мы там 15 дырок пролазали, это достаточно много.

Тем более, трое наших основных спортсменов - Тришка, моя дочь и Банковский сделали несколько выходов в эту глубокую пещеру, в которой, как выяснилось, в этом году было много воды. Я там первый пошёл делать навеску и потом сказал, что там надо всё переделывать, но они долго смеялись Русские, вы что - боитесь воды что ли? Мы завтра вам покажем! Завтра дошли до того места, докуда я повесил, и все вышли. Сказали, что там работать невозможно, поскольку очень много воды. Кончилось тем, что они брали регулярно то у нас, то у англичан пластикаты - у них не было ни одного. Навеска до дна заняла половину экспедиции - больше недели. Пока погода была хорошая, мы решили поиграть в альпинистов - взойти вот на эту красивую гору Бобытывкук, она несколько на вершину Фишт похожа. В отличие от Абхазии, там обилие карстовых озёр с довольно тёплой водой, градусов 20, в которой местные никогда не купаются, очень красивые озёра. Как я сказал, это национальный парк и они получают разрешение, чтобы там работать спелеологам, необходимо заезжать в администрацию. Там довольно строго - примерно, как у нас на Фиште - но пока деньги не берут за это, всё на личной договорённости. Это мы на вершине горы Бобытывкук, а в чемоданчике там специальный огромный талмуд для записи тех, кто покорил эту вершину, мы были первые русские, как мы выяснили. Вот за этими зубчиками находится наш лагерь, это вид с вершины 2500м. Высота лагеря 2100м, там родничок локальный, который со снежника стекает, а основные источники полноводные на высоте 1,5км известны, но никаких экспериментов с окрашиванием воды там не делалось.

В принципе мы там поняли, почему Черногория называется - потому что вот там многие горы до высоты 2 км покрыты тёмной растительностью, кустиками типа нашего можжевельника, наверно арчи, и действительно смотрится как чёрное, особенно в плохую погоду. Вот основные животные там, кстати, довольно много диких коз было, но и много овец пасётся вокруг. Моя дочь как зоолог сразу бросилась на яков или это не яки, наверно буйволы Пастухи там работают из Украины, очень интеллигентные ребята, наверно с высшим образованием. Но очень грамотно говорят по-русски, поэтому сразу стали бояться за верёвки, которые мы там развесили на подъёме в пещерах, но вроде ничего не пропало. Надо сказать, что основными забойщиками была двойка женщин из Белграда, которые делали всю топосъёмку с 400м до дна пещеры практически одни. Вот эти двое болгар, которые по бокам Тришки стоят, они были не очень опытные, не очень экипированные, но очень здоровые и с большим энтузиазмом и группа англичан, остальные, как и мы, тоже приехали в основном посмотреть новое место, пообщаться, попить раки. Поэтому трудно было загнать их в пещеру, тем более на выемку, и с выемкой снаряжения были достаточно большие проблемы, Тришка и Аня очень там помогли и даже нашли ход, который возможно окажется обходом сифона, которым пока кончается эта пещера, хотя по-моему здесь бы Шумейко нырнуть, там ждут какого-нибудь подводника, который бы мог нырнуть в узком сифоне. Вот так выглядит вход в глубочайшую пещеру Сербии и Черногории, пещеру «На ветреных холмах». Погода там была значительно лучше, чем у нас на Кавказе, но всё-таки были конечно дни с туманом, с грозой, даже с градом один раз. Мы продолжали попытки найти свою русскую пещеру до последнего дня. У них есть своя специальная система маркировки: они сначала маркируют все пещеры, которые нашли, а если у пещеры известная глубина, то они меняют на другую маркировку. То есть определенная маркировка означает, что пещера найдена, но не пройдена, имеются только координаты этой пещеры, поэтому нам было дано задание все эти пещеры тоже посмотреть.

Почти каждый день были проводы или встречи - вот группа словенцев уходит, мы прощаемся с ними. Вот это те самые две дамочки - монстры, которые уходили на 30 часов не ночуя хотя там в принципе поставлен лагерь и делали топосъемку. Результатом этих героических усилий было то, что глубочайшая пещера стала на 100 метров меньше – 780м. Такой результат показали часы-барометр мои и Банковского независимо друг от друга. Очень интересно было собрать в одном месте представителей различных школ: все лазают по разному, снаряжение у всех разное, у всех свои идеи, все по разному организуют быт, нас, например, кормили сербы: они взяли символическую сумму - 2 евро в день - и нас всё время кормили и всё время не давали нам готовить, пока мы не воспротивились и стали изредка борщ готовить. Тришка там полный фурор произвел - по моему настоянию всё таки взял туда гитару, она там единственная оказалась. Все разучили русские песни, песни Тришки про батарейки, которые в налобном фонаре сели, стала гимном этой экспедиции. Наш лагерь был конечно самым популярным, к тому же там больше всего девушек было на душу населения, по этому там всё время были такие посиделки. Экспедиция закончилась, мы оттуда свалили на курорт на Адриатическое море, которое мне очень не понравилось, очень солённая очень тёплая ну правда очень прозрачная. Как в аквариуме плаваешь, а нырнуть почти невозможно, потому что вода очень солёная. Ну в принципе пару дней после экспедиции можно провести. После этого мы на автобусе возвращаемся в Белград, гостим один день у белградских спелеологов, ресторанчик с цыганами и в эту же ночь улетаем в Москву.

Слайды показанные во время доклада:

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки