Наша кнопка:

 

Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору


Заседания комиссии:

2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999  


29.10.2003

Алексей Шелепин
О экспедиции в пещеры Ветерок и Каньон-Самохват в августе 2003 года..
Ссылки по теме: доклад на www.snowcave.ru; страница экспедиции

Я расскажу об экспедиции, которая была проведена этим летом в пещеру Самохват (Бзыбский хребет, Хипстинский массив). Пещера располагается над селом Дурипш в зоне леса, высота входа 1115 метров, глубина ее была до этой экспедиции 285 метров. Но дело здесь не в глубине, а в близости к окончанию пещеры Снежная, и с этим связано такое количество экспедиций, которое туда проводится с целью пройти дальше.
Эта экспедиция заняла две недели в начале августа, было в ней семь, шесть, а потом четыре человека, то есть количество людей было сравнительно небольшое. Кроме того, был один перфоратор и два комплекта аккумуляторов. Мы прошли два завала, и в настоящее время глубина составляет 333 метра, а общая протяженность ходов - 1300 метров.
Ну, давайте я начну с того, что касается обстановки вокруг этого места, потому что этим летом на Хипстинском массиве спелеологов, кроме нас, не было. Были дальше, в районе Дзышры и Кванши. По дороге оттуда в очередной раз группу Юры Косорукова ограбили джигиты на конях и в масках, которые подстерегали его на тропе. Но, с другой стороны, атмосфера там такая очень приятная, мы пять раз ночевали в селе Дурипш, даже в три часа ночи входили к людям, и ничего. Ну, с гор спустились в три часа ночи, не ночевать же на улице, правильно?
А что касается Косорукова, насколько я понимаю, дело вот в чем: они сказали случайно встретившимся охотникам, когда и где они пойдут. А нам местные люди, у которых мы останавливались, говорили, что на расспросы ты говори, что идешь на луга. Идешь в лес - хорошо, мне ты можешь говорить, что идешь в лес, а остальным говори, что идешь на луга. И будет меньше проблем. Ну я примерно так и делал - говорил, что иду наверх и махал рукой в сторону лугов.
У пастухов в горах отношение к тому, что грабят, плохое. Например, группа из Саратова во главе с Олегом Цоем ходила через Хипсту, ночевала на балаганах, и их там мужик с балагана провожал часть пути во избежание встреч с нехорошими людьми. Как раз в районе того самого Дурипшского перевала. У Снежной они тоже ночевали в балагане. Ну и с ними, соответственно, ничего не случилось. Это что касается обстановки.
Что касается леса, то сейчас там лес валят только на дрова, промышленных заготовок нет, видимо, они сами малость перессорились, деля этот самый лес. То есть ситуация такая, что наконец в этих селах понимают, что лес у них один, растет он лет по сто пятьдесят, и естественно, они хотят что-то с этого иметь. В соседнем селе Ачандара, выше которого сейчас идет вырубка, люди вышли на дорогу, перекрыли дорогу лесовозам, и сказали: вот, вы оплачиваете нам школу в селе, ну то есть учителей и т. д., и ремонтируете дорогу. Школу им немедленно оплатили, дорогу пообещали. В Дурипш тоже приезжали какие-то люди из Сухума, которые предлагали: вот, давайте мы начнем рубить. А те: давайте вы нам тоже за школу заплатите, и до моря дорогу асфальтовую. Ну, они говорят: пожалуйста, но давайте мы сначала будем рубить, а дорогу потом. Нет, говорят дурипшцы, сначала дорогу, потом рубить. Ну так они и разъехались. Вот, такие примерно местные события.
Ну а теперь что касается самой пещеры. Было нас там в начале семь человек, причем наконец сломалась такая традиция интересная, лет тринадцать уже ей было, если память не изменяет. Дело в том, что в течение этого времени в экспедициях в район был только один регулярный участник в моем лице, а все остальные ездили ровно по одному разу. На этот раз целых четыре человека было по второму разу: Марина Виноградова там в 1992 году была, из "Чужой Земли" Люба, Валера, Катя были этой зимой и сломали нехорошую традицию.
Обратимся к карте района. Вот вход в Снежную, Дурипш внизу, вот хребтик, который перед Дурипшем, вот тропа на Снежную. Правее тропы - балка, где находятся входы в систему Каньон-Самохват. На этот раз нам удалось продвинуться, как здесь нарисовано, вот, кончался ход в зале Четырех, теперь кончается здесь. И идет он напрямую куда надо - к Снежной. И если вот так прямо продолжить, то ход должен вывалиться на реку сразу за концом известной части Снежной. Реально, скорее всего он выходит еще ниже, если опять же верить топосъемке Снежной. Дело в том, что вся пещера заложена по довольно крупному разлому, если посмотреть на план, то хорошо видны параллельные линии ходов на разной глубине. Линии смещены за счет того, что мы все ниже опускаемся по этому наклонному разлому, имеющему угол 70 градусов. Зеркало скольжения прекрасно видно во многих местах, особенно внизу вертикальной части. Что пещера идет по разлому, с одной стороны, конечно, хорошо, он всю воду собирает, но с другой стороны, очень много обвального материала. И основные проблемы в этой пещере - завалы.
Немного истории. Пещеры были найдены харьковчанами с помощью доброго товарища Дублянского, к которому харьковчане приезжали, и он говорил, что, по его мнению, вот в этих местах должны быть пещеры, через которые выходит воздух из Снежной. В общем, в 83 году они поехали сюда, причем часть пошла на хребет, а часть - вниз по этой балке, и была найдена пещера Каньон.
В 85 году харьковчане первыми спустились на дно Каньона, собственно, вся пещера - это 280 метров вертикали, практически сплошной колодец, в конце небольшой меандр и тупик. И уже позже пошли по шуму воды зимой, вылезли вверх примерно на 40 метров вот сюда к озеру. Летом 89 года спелеологами МГУ Самохват был пройден до соединения с Каньоном над озером. В 92 году над озером была пробита шлямбурная дорожка, в 15 метрах выше перемычки между озером и дном Каньона, от дна это где-то метров 50, за счет чего вышли в совершенно сухую часть - Обвальный зал. Ну, и естественно, тут же последовали завалы. После Обвального зала был завал, который мы летом 2002 года прокопали, тоже не очень большими силами, практически не используя никаких взрывных методов, спустились примерно на 30 метров и вышли в зал Четырех. И уткнулись в сцементированный завал. Непонятно было, как его проходить, дело прошлой зимой шло очень медленно, потому что, во-первых, здесь очень сильный угол вниз - вниз всегда тяжело копать, а во-вторых, очень твердые камни были, от которых с искрами отскакивает все. Но хорошо бы просто твердые, так еще и сцементированные натеками. Забуриваясь, попадаешь в этот цемент или пустоты, и даже если делаешь потом бум, все равно эффект не очень сильный.
Ну а этим летом, наконец, в тот момент, когда всем уже совсем все это надоело, завал наконец-таки прошелся, причем оказался совсем коротким, в плане вот этот вот маленький кусочек. И вышли в новую часть, богатую красивыми натеками. И закончилось это все тем, что мы опять уткнулись в новый завал, вот здесь, где дуло через довольно-таки большую площадь, (метров 10 вдоль, метра 3 поперек), и было непонятно, где копать. Дело в том, что если посмотреть разрез-развертку, то сверху приходит довольно большой колодец, из которого весь обломочный материал сыпется сюда. Что радовало, так это то, что появился ручей, так что теперь, если дальше работать, лагерь можно спокойно поставить здесь. Завал абсолютно сухой, а здесь появляется вода, вытекая из узкого меандра, и тут же она исчезает перед следующим завалом. С другой стороны, что это за ручей, не очень понятно, потому что перепад между местом, где вытекает ручей, и дном Каньона маленький совсем, меньше 10 метров, так что очень может быть, что это ручей какой-то другой, то есть приток. По расходу ощущения такие, что наверху ручей больше, чем вот этот. Так что велика вероятность, что здесь что-то течет ниже.
Снова основной проблемой было прокопать завал. Ну копали в начале два выхода так: копаешь одно место, оно не нравится, начинаешь копать в полутора метрах рядом, заваливаешь то, что только что копал, ну и так далее. Кончилось тем, что стали параллельно копать в двух местах, одно - где вода в паводок уходит, другое под стенкой. Когда все-таки прокопали, оказалось, что одно место было дальше всего от прохода, а другое - там, где надо.
Завал "там где надо" оказался всего метра 3 глубиной. Использовали взрывные методы, но по большому счету его можно было в отличие от предшествовавшего сцементированного безобразия пройти и так, потратив раза в полтора больше времени. Пройдя завал, почти сразу вывалились в колодец, довольно большой, метров 10-12 в длину и 3-4 в ширину. Он также перекрыт завалом, на этот раз уже менее приятным, то есть если все прошлые завалы были абсолютно сухие, и одно удовольствие было их копать, то здесь, видимо из-за того, что идет водичка, камни покрыты тонким слоем мокрой глины. Так что работать надо либо в гидре, либо в хорошем комбезе.
К этому завалу мы вышли уже в самом конце предпоследнего выхода, и за последний выход успели только сделать удобные подходы. Собственно, часть экспедиционного времени ушла на то, чтобы от Обвального зала до дна было удобно ходить. То есть нигде не надо было бы мучиться по дороге. Оставили только одно место, потому что ощущения такие, что если там сделаешь "бах", то может обвалиться так, что потом уже не пройдешь. Донный завал - это камни, очень большие, и поменьше, явного прохода не видно, опять дует на изрядной площади, концентрированного тока воздуха нет.
В результате глубина пещеры стала 333 метра, ход под углом в среднем в 45 градусов идет вниз. К Снежной приблизились на 100 метров по прямой. Если делать оценки, то до реки по глубине осталось порядка метров 200, по длине - метров 500, другое дело, как там все петляет. С другой стороны, если такое же количество завалов будет, как здесь, то это еще достаточно надолго. Как всегда, хочется надеяться, что повезет, завал кончится когда-нибудь, и будет большой красивый ход. Ведь у Снежной много притоков, которые чуть ли не километр тянутся без особых препятствий. Вот очень хочется что-нибудь такое, а не так, что через каждые 15 метров завалы и еще раз завалы.
Ну а теперь, что касается техники, то сверло при взрывах мы использовали 12мм длиной 25см, аккумуляторы на 20 ампер/часов, две пары. Каждой хватало где-то на 10-12 дырок. Три раза пришлось ходить перезаряжать их в Дурипш, что, конечно, требовало времени. Каждый участник экспедиции сходил по одному разу, причем наблюдалось полное равноправие мужского и женского составов - каждому по аккумулятору и вперед.
Такие вот основные итоги. Я еще раз вернусь к самой первой карте. Метров через 100 пещера должна выполаживаться и идти более плавно к Снежной, если, конечно, здесь нет еще более сильных геологических нарушений. То, что пещера имеет вход в глубокой балке, дает такой плюс: если бы вход был на тропе, прямо над Снежной, мы выпали бы на горизонталь на глубине порядка 700 метров, а здесь мы попадаем на горизонталь на глубине около 500 метров. Ну, или не попадаем. Вот, собственно, и все.

 


Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

All Contents Copyright©1998- ; Design by Andrey Makarov Рейтинг@Mail.ru