29.10.2003
Владимир Петров |
|
О походе по маршруту
Рица-Авадхара-Псху-Доу-Сухум-ГЭС-Сухуми |
У меня совсем короткое сообщение. Я никакими
пещерными подвигами не блистал в этом сезоне,
но совершил небольшой походик из верховьев
Рицинского ущелья на знаменитое село Псху
и далее через перевал Доу, через Сухум-ГЭС
на Сухуми. Это все территория Абхазии. В
принципе, это - часть туристических маршрутов
советского времени, через Главный Кавказский
хребет к морю. И, к тому же, проходящий
по местам боевой славы как Кавказской войны,
как Великой Отечественной, так и современной.
На всех перевалах там стоят пирамидки памяти
бойцов Кавказа.
Места совершенно не разработанные туристами:
везде наливают, угощают, а в Псху мне даже
дали на дорожку такой неслабый баллончик
меда. Причем основная ценность была именно
в пластиковом баллончике, потому что там
все-таки не цивилизация - там это все сразу
на помойке не найдешь. Я имею в виду обычную
пластиковую бутылку.
До Псху можно доехать либо через Рицу и
Авадхару на каком-либо двухведущем транспорте;
там очень хорошая грунтовая дорога (в тех
местах тоже начинаются разработки леса в
верховьях). Либо можно залететь самолетиком
из Сухумского аэропорта. Самолетик летает
летом раз в неделю, стоит место на нем 180
руб.
Чем этот маршрут для нас спелеологов хорош,
так это тем, что в окрестностях лежат известные,
малоизвестные и даже совсем неизвестные
маленькие карстовые райончики. В частности,
такой район, как Ачибах (где есть пещеры
до 400м глубиной), а также прилегающие к
главному Кавказскому хребту карстовые участки,
где пещеры никто не искал. Но, в общем-то,
даже при взгляде на современные карты там
можно увидеть много суходолов и т.д.
Также это место привлекательно и для спелестологов:
там имеется много рудных месторождений,
разрабатывавшихся начиная от совсем древних
времен и до конца девятнадцатого века. В
этом районе была итальянская концессия,
и серебро на мулах вывозили через перевал
Доу и затем к морю. Многие названия хуторов
в окрестностях села Псху "серебряные",
если на карту взгляните, то увидите. Соответственно,
там велись большие разведочные горнопроходческие
работы, именно даже не бурением, а штольнями,
в 70-80 годах. Вот Витя Комаров, он еще
общался со всеми этими геологами, и были
всякие приключения.
Я для разнообразия расскажу со слов Вити
Комарова такую зарисовочку:
"Стояли они в верховьях Аапсты, маленькой
поисковой экспедицией, и обнаружилось, что
никто не взял топор. А дело, значит, в зоне
леса, ну чего там сухой спирт жечь или бензин
в примусах, и Витю Комарова отрядили к геологам
просить топор. А кто такие геологи? Ну,
геологи - это в основном геологические рабочие,
соответственно, бичи там, каждый второй
сидел и т.д. Вот, заходит он, там дым коромыслом,
народ режется в карты. Витя так осторожненько
входит, говорит: "Здравствуйте, вот,
мы тут спелеологи, туристы, топорик бы нам…".
"А ты, парень, часом не москвич? А
то мы москвичей не любим! Они нам мозга
канифолят". Витя: "Ребята, вам
здесь, за две тысячи километров, а представьте,
каково мне в Рязани за 200!". В общем,
ему там стали наперебой предлагать топоры,
накормили, проводили. Вот такие вот дела."
Переваливая через перевал Доу, попадаешь
в очень любопытное место - верховья западной
и восточной Гумисты, называется на местном
жаргоне - Двуречье. Там тоже карстовые районы,
слабо изученные. По крайней мере, на слуху
нет.
Сухум-ГЭС представляет из себя следующее:
идут две реки, практически параллельно,
только одна в чуть более высоком каньоне,
чем вторая. Чуть более высоком - это 200
метров. Ну, вы представляете, чтобы сделать
напор 200 метров в виде плотины, какую нужно
плотину, какое затопить водохранилище. А
здесь этот напор обеспечивается просто топографическим
положением. Делается тоннель, идущий со
слабым наклоном, и такой напор обеспечивается
на нижнем портале этого тоннеля. Сухум -
ГЭС была пущена к началу войны, но во время
войны и сразу после сильно разворована на
цветные металлы.
Ну и еще из зарисовочек:
Уже на подходах к Сухуми дорога некоторое
время тянется, тянется, и вдоль нее в течение
полутора километров идут таблички: "Осторожно,
мина!". Мне водитель сказал, что вот
этот бугорок, он еще не разминирован. А
лесовозника я ждал на хуторке, где сидит
такой старенький-старенький дедушка-грузин,
а лесовозы мне потом сказали, что у него
тут сын командовал грузинским батальоном.
Вот такие вот дела. Так что весьма рекомендую
этот маршрут, если кто после экспедиции
хочет оттянуться просто в виде трекинга.
|