Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

Библиотека > Статьи и доклады:

Ю.С. Ляхницкий, А.К. Солодейников, А.А. Юшко, Е.А. Далецкая
Санкт-Петербург


Результаты исследования Каповой пещеры (Шульганташ) группой ВСЕГЕИ при поддержке РГО в 2001-2005 гг.

Доклад на заседании Комиссии спелеологии и карстоведения МЦ РГО 18.01.2006


В 2001 году по инициативе Министерства культуры Башкортостана были возобновлены комплексные исследования Каповой пещеры (Шульганташ). Пещера находится на Южном Урале на реке Белой в заповеднике «Шульганташ». Это слаборазветвленная трехэтажная спелеосистема протяженностью около 3 км с вертикальной амплитудой 260 м (с учетом сифонных подводных полостей) с крупными залами, галереями, подземными озерами и рекой. Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В непосредственной близости от пещеры, приблизительно вдоль нее, проходит глубокий живописный карстовый каньон Шульгана длиной около трех километров, переходящий в суходол с крупными карстовыми воронками и озерами.

В 1959 году сотрудник заповедника зоолог А.В. Рюмин обнаружил в ней палеолитическую живопись. Позднее она исследовалась археологами О.Н. Бадером и В.Е. Щелинским, который вскрыл в зале Знаков культурный слой верхнего палеолита. Таким образом, результаты исследования этого памятника доказывают существование на Урале развитого очага палеолитической цивилизации.

Наши работы направлены на сохранение пещеры и ее уникальной палеолитической живописи, организации на базе пещеры современного музея-заповедника и проведения регламентированного обустройства привходового участка спелеосистемы, необходимого для охраны внутренних районов пещеры с древними рисунками. Для отслеживания изменений состояния пещеры и живописи, а также - разработки мероприятий по сохранению рисунков проводится мониторинг динамических параметров спелеосистемы. Исследуется комплекс факторов: геологические, геоморфологические, гидрологические, гидрохимические, микроклиматические, микробиологические и геоэкологические параметры. Комплекс проводившихся наблюдений значительно расширен за счет новых видов и методов исследования. Например, фиксируется содержание радона и ионизация воздуха. Большое значение имели гидрологические работы. Нами были выявлены поноры в каньоне Шульгана, через которые вода попадает в залы с рисунками и разрушает их. Разработаны проекты тампонажа поноров для отвода воды и спасения рисунков.

Микроклиматические исследования позволяют выявлять особенности конденсатообразования и воздухообмена, которые также влияют на сохранность живописи и позволяют разработать рекомендации для корректировки микроклиматического режима.

Большое внимание уделяется наблюдениям за состоянием палеолитической живописи и ее фиксации. Открыто большое количество новых рисунков и выявлена скрытая структура старых. На втором этаже пещеры живопись сосредоточена в зале Рисунков, находящемся приблизительно в 300 м от входа. Там расположены две основные композиции, выполненные в реалистическом стиле красной охрой.

Это определенно мадленская живопись третьего типа по Леруа Гурану, хотя и выполненная в особой манере, специфичной для Каповой пещеры. Композиция восточной стены зала Рисунков включает двенадцать изображений. Это центральная большая лошадь, семь мамонтов, шерстистый носорог, геометрический знак (трапеция) и антропоморфная фигура. Кроме того, в нижней части композиции выступающий участок скалы с кальцитовыми натеками моделирован в виде лошади. В этой композиции нами впервые выделена антропоморфная фигура, находящаяся перед небольшим правым верхним мамонтом. Кроме того, в нижней части композиции нами независимо выявлен т.н. «Бледный мамонт», который, как позднее выяснилось, наблюдался в шестидесятых годах некоторыми исследователями, но позднее был «потерян», видимо, из-за ухудшения состояния. Барельеф в нижней центральной части композиции был открыт еще А.В. Рюминым, но не получил признания археологов. Съемки, проведенные нами при моделировании «живого света» факела показали, что кальцитовый натек специально обработан и весьма напоминает голову лошади. В центре композиции под лошадью, убедительно дешифрировано маленькое изображение мамонта, ранее не имевшее однозначного толкования.

Композиция западной стены зала Рисунков состоит из трех рисунков мамонтов и расположенного несколько в стороне рисунка быка. Правый верхний рисунок мамонта выполнен в силуэтной манере, остальные рисунки – в контурной. В этой композиции однозначно подтверждено наличие антропоморфной фигуры над задней частью центрального мамонта, существование которой ранее было объектом дискуссий.

На первом этаже пещеры живопись выявлена в трех залах: Купольном, Знаков и Хаоса. В целом, там преобладают разнообразные геометрические абстрактные знаки, иногда достаточно сложные по морфологии, что отличает их от западных аналогов. Многие из них являются производными от трапеции, широко распространенной в пещере. Эти трапеции расширяются кверху, имеют различное количеством внутренних субвертикальных ребер и «ушки» на верхних углах. Подобные трапеции встречаются только в Каповой пещере и не известны в Пиренейско-Кантабрийском регионе. Интерпретация этого знака стала объектом дискуссий. Видимо, он является производной «женского треугольника», но несет какую-то информационную нагрузку (различное количество ребер), скорее всего по количеству детей у женщины – главы рода. «Ушки» по бокам трапеции (левое длинное, правое – короткое) очень напоминают завязки пояса, а сама трапеция может быть изображением ритуального передника матери – главы рода.

Общее состояние живописи первого этажа намного хуже, чем рисунков второго из-за негативного воздействия воды, поступающей сверху из каньона Шульгана через поноры, а также из-за микроклиматического воздействия в виду близости зала Купольного к микроклиматическому барьеру. Многие рисунки уже превратились в размытые красные пятна, и их интерпретация возможна только при компьютерной цифровой обработке фотоматериала. Кроме реалистических рисунков мамонтов, бизонов, носорогов, на первом этаже нами выявлены рисунки, выполненные в своеобразной условной символической стилистике близкой к петроглифам Карелии и Казахстана. В зале Купольном большое количество рисунков сосредоточено в нише западной стены. На восточной стене находится очень своеобразный рисунок - «Решетка», представляющий собой наложение перекрещивающихся линий на более ранний рисунок. Изображение создано, возможно, с магическими целями.

В зале Знаков на западной стене находится рисунок бизона и двух небольших трапеций. Под бизоном находится одно из самых ярких пятен. При компьютерной обработке выявляется его внутренняя структура, свидетельствующая о том, что первоначально это тоже была трапеция, но позднее она была затушевана. Правее бизона находится крупное яркое пятно трудно интерпретируемое визуально. При обработке выявляется, что знак неоднороден и дорисовывался позднее.

В зале Хаоса живопись сосредоточена в трех пунктах: на выступе южной стены (композиция «Лошадки»), в щелевидном наклонном аппендиксе под восточной стеной (многочисленные знаки), зооморфное и антропоморфное изображения над аппендиксом, а также черный «Трезубец» и мамонт в северо-восточной части зала.

Наиболее интересна и известна композиция «Лошадки». Она была вскрыта московскими реставраторами под руководством О.Н. Бадера из-под четырехсантиметрового слоя сталагмитовых натечных кальцитовых кор в семидесятых годах. Была выявлена прекрасная многоцветная композиция с темной, почти черной обводкой, состоящая из двух стилизованных лошадок, двух Трапеций и знаков, близких к лесенкам. Вскрытая часть составляет около половины общей площади предполагаемой композиции. За прошедшее время она подверглась интенсивному негативному воздействию влаги, поступающей в зал из каньона Шульгана с поверхности. Часть расчищенной площади теперь перекрыта тонким новообразованным слоем белого кальцита, отлагающегося в межень. В паводковые периоды красочный слой корродируется. Наблюдается образование гидроокислов на границе скального основания и натеков с красочным слоем, что может привести к отслоению натеков и гибели всей композиции

Таким образом, живопись Каповой пещеры представлена не пятидесятью рисунками, как это считалось ранее, а несколькими сотнями разнообразных реалистичных, стилизованных и сложных абстрактных изображений. Сложность, системность и разнообразие этих знаков позволяют предположить, что они несут информационную нагрузку, то есть практически являются иероглифами.

На основании этого, а также наличия большого количества сложных абстрактных знаков может быть высказано предположение о разновременности создания живописи, начиная с позднего палеолита и, возможно, до неолита.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, было проведение детальной фиксации рисунков, некоторые из которых могут погибнуть в ближайшем будущем. Проводится топографическая привязка и фотофиксация изображений. Выполняется работа по топографической пересъемке залов с рисунками для точной фиксации интерьера полостей и положения в них самих рисунков. Фотофиксация осуществлялась А.К. Солодейниковым и Ю.С. Ляхницким, а также А.А. Юшко и Е.А. Далецкой с применением эталона цвета и размера, указывающего также положение объекта относительно горизонтали. Была разработана оригинальная методика цифровой обработки фотодокументации, позволяющая выявить слаборазличимые (практически не видимые глазом) рисунки, что привело к открытию десятков новых рисунков и около сотни неясных пятен – реликтов рисунков, уничтоженных природными факторами. Обнаружено несколько случаев, видимо ритуального, нанесения новых абстрактных рисунков на старые, с целью изменения или уничтожения первичных.

Накопленный материал позволяет опубликовать Каталог рисунков и знаков, который будет содержать около двухсот изображений пяти типов. К первому, наиболее распространенному, относятся изображения нарисованные красной охрой. Это практически все рисунки второго этажа в зале Рисунков. Почти все они контурные. Второй тип – полихромные рисунки, обычно от красного до коричневого с темной, почти черной обводкой. К нему могут быть отнесены «Лошадки» зала Хаоса. Третий тип – черные, почти наверняка – угольные абстрактные знаки, например «Трезубец» в зале Хаоса. К четвертому немногочисленному типу относятся глиняные изображения, которые могут быть реликтами глиняных барельефов или своеобразной грунтовкой несостоявшихся рисунков. Он представлен «Лошадью Ильина» в зале Знаков. Этот тип дискуссионен. К пятому относятся скальные частично моделированные выступы-барельефы. Единственным пока сравнительно надежно диагностированным представителем этого типа является лошадь в нижней части восточной стены зала Рисунков.

Для создания рисунков использовался бурый железняк, найденный вблизи пещеры (гетит, гидрогетит и др. минералы). Он подвергался обжигу, добавлялись различные красители, например глинистые и карбонатные охры из кор выветривания, возможно «животный клей» из жира и крови. Нами были выполнены анализы бурых железняков и красителя рисунков, которые доказывают, что использовался местный железняк. Пока уверенных результатов по выявлению органической составляющей красителя не получено.

Найдены ранее неизвестные продолжения пещеры, которые представлены участками третьего этажа в 25-30 м над уровнем полостей второго. Исследования московских спелеоподводников показали, что фреатические полости пещеры глубинной циркуляции продолжаются до глубины 78 м от поверхности, намного глубже уровня реки Белой. Неисследованные подводные полости продолжаются под суходолом и каньоном Шульгана более 3 км до пещеры Ожигановской – понора поглощающего ручей Шульган – зоны питания карстовой системы.

Группа не вела археологических работ, но в ходе исследований случайно были сделаны интересные открытия. Среди глыб зала Хаоса была найдена древняя «палитра» - плоский камень со слоем приготовленной красной охры (снята археологами и находится в музее в Уфе). Обнаружено несколько камер между крупными глыбами, некоторые из которых почти наверняка доделывались – изолировались дополнительно. Они расположены по периметру зала Хаоса и могли использоваться при проведении обрядов.

Совместно с Государственным Эрмитажем (Е.П.Мельникова) разработана методика покрытия рисунков защитным гидрофобным составом, который прошел апробацию на моделях, но решение о его практическом использовании пока не принято.

О.Н. Бадер и В.Е. Щелинский, ученые-археологи проводили исследования палеолитической живописи Каповой пещеры в 60-х – 80- х годах двадцатого века, когда отсутствовали многие технические возможности, появившиеся теперь. Перед нами поставлена задача выявления и фотофиксации всех изображений (рисунков, знаков, слаборазличимых пятен) для их дальнейшей интерпретации и создания Каталога рисунков и знаков.

Таким образом, наша группа выполняет детальное комплексное исследование спелеосистемы, проводит мониторинг ее динамических параметров, а также фиксацию древних рисунков. Полученные результаты позволяют наметить реальные пути корректировки чрезвычайно неблагоприятной гидрологической ситуации и спасения уникальной для Восточной Европы палеолитической живописи, обосновывают перспективы организации на базе пещеры современного историко-археологического ландшафтно-спелеологического музея заповедника.

Рисунки в Каповой пещере появились не в одночасье. Древние кроманьонцы оставили свои следы на ее стенах. Но уникальная наскальная живопись соседствует с малохудожественными автографами наших современников. Долг нашего поколения – найти надежные способы спасения древних рисунков и знаков Каповой пещеры.

В наше время пещера притягивает к себе внимание десятков специалистов из разных стран. Их деятельность нуждается в координации. Наша спелеогруппа в меру своих сил участвует в этом процессе.

Наша общая задача – оживить и заставить заговорить рисунки Каповой пещеры.

Мы, спелеологи разных поколений, верим – наступит день и Каповая еще поведает миру свои тайны.


п. Капова, вход


Вход в заповедную часть

Натечные «ребра»


Композиция «Лошадки» в зале Хаоса

Мамонт

«Бледный» мамонт

«Трапеция»

Ю.С. Ляхницкий и Е.А. Далецкая за работой

Фото
Антона Юшко




Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

All Contents Copyright©1998- ; Design by Andrey Makarov Рейтинг@Mail.ru