Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

Библиотека > Воспоминания и мемуары:

Дмитрий Федотов

Экспедиция в пещеру им. Божко.   Лавина.

Опубликовано: "Свет" №1 (30), 2006, с. 41-46

Человек живет столько,
сколько живет о нем память.
Помним.
Парням посвящается.

Наша тусовка состояла из 9 человек, и разделялась на две группы - харьковскую и раздолбайскую: (все из разных городов: Данила - Киев, Макс из Каховки, но последнее время жил и работал в Севастополе, Димон Малой - учился в Каховке, а жил там, где работал, а работал там, где платили денежки, Гоша из Самары, и я - Живу в Полтаве, работаю в Киеве).

Так как мы все были из разных городов, то и интересы тоже отличались, поэтому было здоровски. Познавательные беседы за ужином: кто, чем себя развлекает в свободное от работы и спелеологии время. Рассказы перед сном "Мой первый сексуальный опыт", "Мой последний сексуальный опыт". За красноречие и особое усердие был отмечен Данила. Наградили мы его должностью - "Ночной рассказчик". Так как в его рассказах присутствовали звездное небо и луна, закаты с рассветами, и дуновение ветра и запах травы...

В каждой экспедиции есть такие моменты, которые ты помнишь длительное время, так вот этим моментом мне кажется, был первый день путешествия по пещере. После трех дней ожидания вертолета, дня пути и ночевки в лагере - 280. Наконец мы у цели, добрались до того момента, ради которого и затевалась вся экспедиция - наслаждение пещерой! Набрали снаряжения, разбились по двойкам, кто какую задачу хотел выполнять. Получилось, что я с Малым Димоном должен был отправляться к тому колодцу, у края которого посчастливилось стоять 2 года назад. Нашими попутчиками стали Гошан и Данила - они направлялись в "Русский размер", продолжать исследовать заглиненый и мокрый ход, который остановил парней в 2004 году. Но по пути мы решили пойти все на первопрохождение к колодцу, парни сказали что это гораздо круче, чем шкрябаться по горло в глине, вот уже двигаемся по узким, извилистым лабиринтам "Русского размера" по пути доделываем навеску, и наконец, попадаем в ту часть, где следы только одного человека, вот и камень за который прошлый раз завязывал веревку, вот огромная лужа, которую нужно облазить вдоль стены, прошло два года, но ничего не изменилось. Именно здесь, в пещере, ты понимаешь, как ничтожно мал срок нашей жизни по сравнению с вечностью...

Наконец, добираемся к долгожданному колодцу, слышен шум падающей воды. Это же так круто, стоять на краю колодца и понимать, что дальше неизвестность, и что ты именно ты, тот человек, который будет первым спускаться и ярким светом карбидки освещать то, чего не видел ни никто в мире. И когда спустишься кричать наверх: "Дальше валит!!!". На лице у Димона написано, что он хочет работать здесь. Слышится смех и голоса - нас догнали Данила и Гошан, оба конкретно измазанные глиной, ржут, не переставая. По дороге встретился заглиненый ход, и они не долго думая, решили посвятить друг друга в спелеологи. Предлагаю парням разбиться на двойки. Данила и Димон остаются навешивать колодец, а я с Гошаном возвращаемся к развилке и пробуем ломиться вверх по воде. Пролезли пару колодцев, дальше без веревки никак. Немного перекусив и зарядив мозг парой NUTSOB, решили выдвигаться в сторону колодца. Подбегаем, висит веревка, ребят не слышно, значит "дальше валит". Подходим к следующему колодцу, Гошан постоянно мерят своими супермодными CASIO глубину, и слух радуют заветные цифры 11, затем 23 - кайф, за один выход почти 35 метров. А вдруг этот ход и эти цифры дадут новую глубину пещере!?! Наконец слышим голоса наших первопроходцев. Внизу видны яркие огоньки их карбидок, кричат, чтоб мы не спускались, а то они развесили всю веревку и даже свои педали использовали, что бы на дно колодца попасть. Через несколько минут поднимаются мокрые - в колодце неслабо поливает. На вопрос:

- Почему не сделали оттяжку, чтоб веревку от воды увести?

Получаю ожидаемый ответ:

- Мы так спешили, так хотелось вниз, что забыли обо всем на свете.

Мокрые, счастливые, и с чувством полногоморального и физического удовлетворения, возвращаемся в базу. А в лагере нас ждет согретая примусом палатка - Вольдемар (экспедиционное прозвище Макса) вернулся с задания раньше и уже готовит зажарочку. Получает пару колких шуточек, что он, скорее всего, никуда не ходил, а целый день проспал в палатке. На что получаем ответ:

- Грязнули, давайте не выпендривайтесь, а идите, мойте свои члены, и побыстрее - ужин уже на столе, вернее на полу.

И вышвыривает нам сумочку с мыльнорыльными принадлежностями.

- На такой весомый аргумент и возразить нечего!

Тогда мы срочнейшим образом бежим в ванную комнату, которая расположена на один уступ выше лагеря. Быстро умываемся под маленьким водопадиком, конечно же, не забываем побрызгаться и уронить Малого Димона в воду. А Данила, тем временем полез в палатку, не принимая ванны после насыщенного рабочего дня. Но хозяйственный Макс проводи тщательный facecontrol, из палатки слышится командный голос:

- Грязнули на ужин не принимаются.

Сразу понятно кто из нас служил в армии.

На ужин получаем макароны и салат из кукурузы, горошка и фасоли с майонезом. Плотно набив животы и поговорив о планах на завтра, укладываемся спать. Как обычно законный вопрос:

- У кого, чем пахнет спальник?

У кого-то ТIDE-ом, у кого-то ARIEL-ем, у некоторых пахнет домом. Кому то повезло меньше - спальник излучает стойкий запах грязных носков, предусмотрительно забытых с прошлой поездочки. Малому повезло больше всех - пахнет девушкой. Оказывается, он поменялся с Настюхой спальником перед путешествием и теперь ему кайфнее всех. МЫ сегодня "напрацювались" так что быстро засыпаем.

В таком стиле проходит первая половина экспедиции. Димон с Данилой работают в том же месте, они наскочили на узость, и теперь пытаются ее взорвать, дни напролет проводят в гидрокостюмах, борются, у них "не шара". Я и Гоша взялись за восхождения, уж очень нам нравится это интереснейшее занятие, заткнули много направлений, и с карты исчезли несколько знаков вопросов. Высоту мерили часами, поэтому всегда в конце дня знали результат своих стараний. Макса - как самого ответственного, берут харьковчане на всякие важные задания.

По вечерам открывался «Клуб юного читача». Два журнала "MAXIM" и "Хулиган", разорваны на 5 частей, когда прочитал свою, то меняешься с товарищами. В один из вечеров сделали ПБЛьный puzzle. На развороте одного из журналов была присимпатичнейшая девушка. Мы не долго думая, с обратной стороны заклеили ее армированным скотчем, а с лицевой - обычным. Затем уверенной рукой был нарисован узор, и при помощи victorinoxa вырезан отличнейший пазл. Мы даже устроили турнир по собиранию на скорость.

Через неделю подземной жизни был выходной, который как раз совпал с моим днем рождения. С самого утра мы начали праздновать, не вылезая из спальников. Только именинник должен был подорваться, нарезать лимончика и до завтрака напоить всех коньяком. После оперетивчика, мы принялись за приготовление праздничных блюд. Приход гостей намечен на 12:00. Как нельзя, кстати, у Макса открылись кулинарные способности, и он взял дело в свои руки. Мы договорились, что будем его веселить, а он всю вкусную еду приготовит сам. Задача оказалась легковыполнимой, так как мы выступили по коньячку. Гости тоже не подкачали - пришли раньше намеченного срока, зато с тортом и подарками. Прозвучали поздравления, и, наконец, настал долгожданный момент употребления вкусностей. Подкрепившись, вся наша шумная компания требовала развлечений. Вспомнив опыт старших товарищей, решили сразиться в кости. Сделали их на скорую руку из парафина, а циферки из пшенки. Честно говоря, кости получились так себе, но нам было неважно, уже вовсю шла игра в покер. Всем весело, так что праздник можно считать удавшимся.

Подходило к концу снаряжение, и потихоньку начинала накапливаться усталость от подземной жизни. Да и знаки вопросов почти исчезли с карты. Вот уже и последняя ночевка в лагере - 280. Перед нашей пятеркой лежит ответственная задача - раскопать вход в пещеру от снега, выйти на поверхность, оценить ситуацию с погодой, и вытоптать площадку для всей группы, чтоб на следующий день было удобно переодеваться. И после всего, еще и спуститься на ночевку в лагерь - 80. Веселой компанией, впятером перебрасываем мешки из - 280 до - 80. Затем решаем разделиться на две группы: я, Данила и Гошан, поднимаемся на поверхность, предварительно облачившись в гидрокостюмы, все-таки в них копать снег приятней. А Макс и Димон, строят площадку под палатку, устанавливают, и готовятся к нашей встрече. Отдаем последние ценные указания парням, и словесно контролируем, чтоб ничего они не забыли, все-таки у них это первый Кавказ. Уверенно наша бравая троица отправляется наверх.

Данила выбрался первым, правда перед этим долго бросал нам на головы снег, счищая карниз, который образовался из снега со времени нашего прилета. Мы все время интересуемся у него:

- Ну что там? Ну, как погодка?

Но, не дождавшись внятного ответа, решили выбираться. Поднялись и оторопели - все вокруг бело. В даль невозможно посмотреть, глазу не за что зацепиться. Минут пять ходили как слепые котята, пока зрение не настроилось. Первым делом раскопали станки, за которые была сделана навеска, и давай топтать площадку. Топтали сначала ногами, потом друг другом, дурачились. И тут вдруг, в один момент, все посветлело. И то, что мы увидели сквозь густые, темные, хмурые тучи, произвело незабываемое впечатление... Как же это круто, после того как ты пробыл 10 дней под землей, увидеть кусочек голубого неба и слабый намек на солнышко. В такие моменты кажется, что вот же оно, настоящее, обыкновенное, земное, человеческое счастье... Вот только длится оно не долго, всего на всего, минуты полторы. И снова белое молоко, и туман и небо сливается со снегом, так что невозможно отличить границу. Захочешь и кажется, что снег вокруг, а захочешь - небо.

Потропили пол часа в сторону сброски, позвали "эхо", а оно, как это не странно, - отвечает. Сильно замерзли: ты разгоряченный, из теплой пещеры +5, попадаешь на снег, мороз и пронзающий ветер. Мокрый комбинезон сразу становится каменным. Сначала даже дышать тяжело, кажется, что с каждым вдохом маленькие частички льдинок попадают прямо в легкие. А потом ничего - организм адаптируется. Побыв на поверхности часа два, мы успешно выполнили свою задачу. Площадка получилась на славу. Решаем направляться в теплую пещеру. Теперь вся надежда на парней - они должны поставить лагерь и сделать чай, это поможет нам отогреться. Пока спускаемся в 60-тиметровый колодец, начинают оттаивать пальцы на руках. Добираемся за 15 минут до лагеря - 80. Палатка уже стоит - парни не подкачали. Стягиваем с себя комбезы и гидры, и быстрыми скачками в палатку. Вот оно долгожданное тепло, ты садишься возле примуса, чувствуешь как каждый сантиметр, каждая клеточка твоего тела наполняются теплом. Уставшие и измотанные быстро засыпаем. Подъем назначен на 5 утра, чтоб к рассвету все были на поверхности и переоделись

Утром проснулись, быстро собрали лагерь, начали подъем. На верху нас ждал сюрприз. За ночь выпало пол метра снега и засыпало все наши старания. И вот снова пронизывающий холод, только теперь нужно раздеться до гола, снять мокрый, грязный изотермик, и надеть чистое ермобелье, GOREТЕХовые шмотки, пластиковые ботинки, взять в руки трекинговые палки и начать играть в альпинистов со спелеогрузом.

Вот уже половина группы начала тропить. Сильный ветер и туман - видимость 150 - 200 м, "помогают" нам двигаться. Очень глубокий снег - первый проваливается по грудь, второй по пояс, третий по колено, после них уже могут двигаться люди с грузом. Тропящие быстро устают, часто меняемся. Но это нас не пугает, так как два года назад, ходили по точно такому же снегу и нечего, справились. Идем, советуемся, вроде бы на правильном пути. Немного сбились, сделали небольшой кружок часа на полтора. Но все ОК - никто не парится. Самое главное проскочить лавиноопасную зону альпийских лугов и попасть в лес, все это знали. Поэтому с напряжением всматриваемся в белую пелену чтоб разглядеть хоть что-то похожее на деревья. Около 15 часов погода услышала наши просьбы, раздвинула тучи, показала нам солнышко и все плато. Осмотрелись вокруг, и вот же она - долгожданная зона леса. И мало того, находимся в 20-ти минутах ходьбы. Дело в том, что мы некоторое время траверсировали склон, а природа вовремя указала нам дорогу. На радостях скидываем трансы, сцепив из них "паровоз", и несемся вниз, радуясь тому, что мы вышли на верную дорогу, и в зону леса. Теперь мы точно знали, что все в безопасности. И более того, нам посчастливилось четко выйти на тропу, по которой сбрасывались два года назад, вот же они, эти знакомые полоски и зарубки, которыми охотники маркируют тропы. Теперь все ясно - нужно идти вниз по водоразделу, до коша пастухов, а потом по широкой дороге прямо в деревню. А там нас уже ждет солнце, море и все это без снега, изрядно надоевшего нам.

Еще час ходьбы, затем час вытаптывания площадки, под лагерь и мы находимся в теплых палатках. Я, Гоша и Димон живем в палатке побольше, а Данила с Максом в полуметре от нас, в палатке поменьше. Харьковчане, чуть дальше, зато все вместе - у них большая палатка. Чтобы обогревать сразу две палатки, разделили приготовление пищи. Парни готовили чай, а мы варили еду. Все идет по плану - мы в зоне леса, на верной дороге. Я попробовал включить телефон, и вот прикол, GEO-67 - грузинский оператор, ловит прямо из палатки. Отправил SMS домой, получил поздравления с прошедшим днем рождения, и со счастливыми воспоминаниями залажу в спальник.

И как не странно снова утро, через час после рассвета уже в пути. Снежный покров в зоне леса очень глубокий, не ожидали столкнуться с таким количеством снега именно здесь. Но мы не унываем - боремся. К обеду потеряли метки на деревьях и сбились с тропы, нарвались на такой снег, в который полностью уходишь с головой. Решили вернуться, пару часов борьбы, и наши старания снова увенчались успехом - вышли на тропу. Уже сбросили около 800 м высоты, а глубина снега не уменьшилась, это настораживает, чувствуется усталость, уже хочется тепла и уюта. Постоянно следим друг за другом, подбадриваем. И тут нашему взору открылась ровная полоска, похожая на дорогу. Быстро выскочили на нее, попробовали можно идти, и самый кайф то, что ты идешь по ней с рюкзаком и не проваливаешься вообще. Кто-то высказал предположение, что это старая лесовозная дорога, и теперь нам осталось пойти по ней прямо к деревне. Но через полчаса вышли по этой "дороге" прямо на русло реки. С уступами по 3-4 метра, которые из-за количества снега, воспринимались, как нормальное явление. Дальше ждал сюрприз - дело в том, что по руслу реки совершенно невозможно идти, первый человек ползет на коленях, утрамбовывая снег контейнером. Второй и третий утаптывают ногами, а потом можно двигаться остальным. Борта были высотой 5-6 метров, поэтому из русла выбраться не смогли, а назад возвращаться не хотелось. Вечерело, решили ставить лагерь здесь. Высота 700, зона леса, везде растет зеленая лавровишня, это место казалось всем абсолютно безопасным.

Постоянно идет снег, но мы не падаем духом, тащимся друг от друга. Принялись за вытаптывание площадок под палатки, решили, что ногами не рентабельно - площадь маленькая. Давай утаптывать собой, немного поборолись, попрыгали сальто, немного порезвились, вот уже и площадка готова. Ставим палатки. Харьковчане вчетвером выше по склону, затем Данила с Максом, расположили свой дом, ну и последние - ниже всех по склону Димон, Гоша и я. За ночь нашу палатку пару раз засыпало снегом, один раз попросили Макса откопать, он как раз возился с благоустройством своего жилища. А второй раз долго спорили, и эти двое решили, что я все равно в желтой куртке, поэтому мне и идти. Трудиться пришлось около часа. Когда закончил, из палатки раздавалось равномерное сопение. Подвинул парней, лег в спальничек. Вещи все уже мокрые, особого комфорта во время сна не ощущаешь. Только заснул, сразу же прозвонил будильник, а на самом деле прошло 4 часа. Подъем был назначен на 5 утра. Растолкал парней, крикнули Данилу в соседней палатке. Они уже возятся с примусом. Потратили 10 минут в попытке разжечь горелку. Потом поняли, что не хватает кислорода. Оказалось что палатка полностью засыпана снегом. Открыл один вход, и в тамбур сыпануло снега, а вместе с ним и поток свежего воздуха. Наконец удалось разжечь орелку, начали согреваться. Услышали, что Макс выбрался из палатки:

- Ого! Сколько снега навалило!!!

И тут началось! Какая то неземная сила налетела, послышался звук рвущейся ткани, мне очень сильно ударило дугой по лицу, и в этот момент потащило вниз. В мыслях пронеслось:

- Лавина!...

Тело перекатывает во всех плоскостях, куда-то несет, но непонятно куда, чувствуешь хруст своих костей. Серия ударов в плечевой пояс, видимо бревнами. Затем головой, может об камень. Полная дезоориентация в пространстве. Неведомо, вертикально ли ты расположен или горизонтально, лицом вниз, или на спине, и самое главное, что никак это не возможно определить. Через несколько секунд, все закончилось...

Остановилось... Вокруг тишина. Голова пытается собраться с мыслями, осознать, что же случилось. Тело сцементировано, невозможно подвигать никакой конечностью, видимо снег мокрый. Как раз вечером, Гошан рассказывал как вести себя в лавине. Нужно согнутыми в локтях руками, как бы создать камеру для дыхания перед лицом и грудной клеткой. Когда все началось, я рефлекторно, на подсознательном уровне так и сделал. Но воздуха в камере немного, нужно успокоиться и реже дышать. Тут вдруг услышал голоса, крикнул в ответ. Но, похоже, они не слышат. Затем видимо потерял сознание, так как для крика набираешь полные легкие, а потом для дыхания не хватает кислорода. В такие моменты осознаешь: на сколько же беспомощен человек, по сравнению с всесильной природой. Перед глазами пролетает вся жизнь: то, что уже совершил, и что еще не успел...

Снова пришел в сознание. Еще крик о помощи:

- Почему же они не выкапывают меня? - Проносится в голове. Последняя попытка докричаться. И тут, понимаю что они отвечают мне:

- Да мне, именно мне, значит нашли, значит, еще поживем! - Чувствую, как начинают копать. Потом, наверное, снова потерял сознание. Колюня рассказывал что, я перестал отвечать, и они испугались...

По счастливой случайности лавина вынесла палатку харьковчан целиком. Возможно мощным потоком воздуха, который лавина толкает перед собой, их отбросило спящих, и не о чем не подозревающих. Оказались прямо в полуметре от меня. Выкопали с метровой глубины через 5-7 минут. Снег как цемент, копали палками и всем, что под руку попадалось. Затем кричали - может еще, кто услышит. Но никто не отзывался. Все происходит словно в страшном сне, постоянно повторяем себе: еще четверо, четверо. Очень холодно, мы в тех шмотках, в которых спали, босиком. Идет, не переставая мокрый снег. В срочном порядке сооружаем из ошметок палатки жалкое подобие буви. Бежим вверх по склону. Кирюха натыкается на торчащий из снега угол палатки, пытается копать, там Данила. На крик подбегаем все. Данила не подает никаких признаков жизни. А в руке уверенно держит примус. Пытаемся делать массаж сердца и искусственное дыхание, но все тщетно. Понимаем, что бессильны, слишком уж много времени прошло с момента схода лавины, около 40 мин. Бежим выше по склону, кричим, потом замираем, слушаем, так в поисках, проходит еще час. Кажется, рассвело. Все небо затянуто тучами, снег упорно продолжает идти. Наконец, к нам по чуть-чуть приходит понимание, участниками какого ужасного происшествия нам случилось быть. Осознаем что все! Четверо, четверо, и что мы ничего не можем изменить. Собрались вместе. Понимаем, что нужно собрать все свои внутренние силы, успокоится и принимать правильные, безошибочные решения, и что если судьба подарила нам Жизнь, то мы должны жить, и выбраться и дойти, и обязательно пожить еще и за парней.

Делаем себе накидки из спальников, прорезая дырки для рук, так получается, что и спать в нем можно и идти. Получше заматываем ноги. Возвращаемся к Даниле, застегиваем спальник, присыпаем снегом. Юрик предлагает пометить место происшествия оранжевыми лоскутками. Еще нашли камеру и наше экспедиционное видео. Еще пару гидромешков, со шмотками. Берем только то, что нам пригодится. И выдвигаться. Решаем выбраться из русла реки и идти по водоразделу. Снег очень глубокий, а у нас абсолютно не жесткая подошва, идти очень проблематично, решаем просто ползти. Так ползком по чуть-чуть продвигаемся, Калюничка почти все время впереди, иногда его сменяет Кирюха. Они молодцы. Двигаемся до обеда, но приходим к обрывам. Не спуститься никак. Жалко потраченных усилий, решаем вернуться и начать путь снова. Хорошо, что ребята из Харькова весь вечер рассматривали карту, теперь она у них в голове. Еще часа два потратили на возвращение. Поменяли направление движения. Двигаемся по водоразделу, пытаясь выбраться на сбросы, которые приведут к морю. Уже сереет, решаем делать ночевку. А завтра утром идти просто вниз на удачу. Но упорство Леночки уберегло нас от этой ошибки. Пока мы собирали дрова, она прошла вперед и наткнулась на тропу. Решаем идти, пока окончательно не стемнеет. По дороге встречаем сухое дерево. Останавливаемся на ночевку около него, снег не перестает. Попытались сделать навес из спальников над головами. Судьба дала нам всего по минимуму, чтобы выжить. У Данилы примус, у Юрика зажигалка в кармане. Получилось развести костер. Кое-как переночевали. Спали по очереди. В сумме, наверное, часа два. Очень замерзли.

На следующий день было солнце и чистое небо. Так круто, наконец, увидеть небо, настоящее, голубое. Количество снега уменьшилось, но не значительно. Все также приходиться ползти на четвереньках. Примерно после полудня вышли на дорогу и увидели далеко внизу деревню. Но дорога поворачивала в другую сторону и забирала немного наверх. Поэтому решили сбрасываться прямо в сторону поселка. Вышли на ручей. Босиком, пытаясь обходить глубокие места, шли по ручью. Ноги вымокли сразу, поэтому нужно было постоянно двигаться, чтоб не окоченеть. Ручей перешел в речку, и нам пришлось траверсировать склон. Перелезая через огромные поваленные деревья и снова бороться со снегом. Когда окончательно стемнело, попали в деревню.

Абхазское гостеприимство не знает границ. Нас приняли как дорогих гостей. Накормили, обогрели и уложили спать на кровати. На следующий день попали на рынок и прикупили себе модную обувь - калоши. Нам очень повезло, что у ребят их Харькова были денежки и документы. Потом мы добрались к п. Мчишта, к московским друзьям, Евгению Снеткову и К.

Следующий день оказался очень трудным в плане моральной и психологической нагрузки. Это встреча с государственными властями, следователями прокуратуры, другими чиновниками, которым нужно снова и снова повторять, что и как было. Самое сложное это просить друзей, чтобы они сообщили родственникам погибших. Но и этот ужасный день подошел к концу. Все что смогли мы сделали, дали полную информацию для спасателей и местных журналистов. Дальше от нас ничего не зависело. Больше не могли оставаться там, так как все происходящее давит на тебя. Ты постоянно задаешь себе вопросы:

- Почему ты? Почему именно ты остался жить? Чем ты лучше тех парней, которые лежат сейчас там?

Нужно было попасть домой и побыть недельку с родными, чтоб в башке все снова стало на свои места...